Родительское просвещение
Родителям
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №40 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ
НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
1
Содержание
Паспорт программы |
3 |
1. Пояснительная записка |
5 |
1.1. Цель и задачи |
7 |
1.2. Принципы |
8 |
1.3. Планируемые результаты |
8 |
2. Направления работы |
9 |
2.1. Основные формы работы |
9 |
2.2. Технологии |
10 |
2.3. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы |
10 |
3. Ресурсы |
12 |
3.1. Список литературы |
12 |
3.2. Перспективный план работы с семьями воспитанников на 2023 – 2024 учебный год |
13 |
Паспорт программы
Информация о разработчике |
Зубченко Татьяна Александровна, старший воспитатель |
Целевая аудитория и место реализации программы |
Участники образовательных отношений: воспитанники, родители (законные представители), педагоги МБДОУ «ЯСЛИ-САД №40 Г. ДОНЕЦКА» заведующий – Святченко С.Ю. Электронная почта: kdnz40@mail.ru Сайт: http://detskiysad40.ru |
Нормативно– правовые документы |
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)
Российской Федерации на период до 2025 года» - Устав ДОУ |
Аннотация программы |
Предлагаемая программа представляет собой цикл мероприятий по организации работы с родителями (законными представителями) и позволяет расширить, обобщить и углубить возможности родителей в вопросах образования, развития и воспитания детей совместно с педагогами и специалистами ДОУ. Отличительные особенности программы направлены на активное вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс через различные направления работы |
Цели и задачи |
Цель: обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания. Задачи:
|
Планируемые результаты |
Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОО. Результатами реализации программы могут стать: - повысится родительская компетентность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребенка; - повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и развития детей;
образования в ДОУ |
Сроки, этапы реализации программы |
Программа реализуется в 2023 – 2024 учебном году. Этапы реализации программы: I этап – подготовительный Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителям и воспитанников. |
- подбор методической литературы II этап – деятельностный Цель: организация партнерского взаимодействия ДОУ с родительской общественностью. - психолого - педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО (анкетирование);
III этап – прогностический Цель: определение результативности внедрения программы родительского просвещения; - анкетирование по удовлетворенности качеством образования в ДОУ. |
|
Система организации внутреннего контроля за реализацией программы |
Общий контроль реализации Программы осуществляет администрация МБДОУ «ЯСЛИ-САД №40 Г. ДОНЕЦКА» путем оценки достижения цели Программы через анализ работы и инструментарий оценивания повышения родительской психолого– педагогической грамотности по итогам 2023 - 2024 учебного года. |
1. Пояснительная записка
Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, где в качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи создании условий для их долголетия.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья–одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельностии, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании формах взаимодействия семьи и ДОУ в образовательном процессе.
Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этим и обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.
Семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам обучения, воспитания и развития аномального ребёнка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для негоформате; искажение контактов с окружающим социумами, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им также, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.
Родители нуждаются в знаниях необходимых в обучении и воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики для познавательного развития дошкольника.
Проблема психолого-педагогической помощи родителям в настоящее время в разряде самых актуальных. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка. Речь идёт об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. Участие родителей в жизни своих детей поможет им увидеть многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов дошкольного образования и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.
Согласно ФГОС ДО образовательная организация должна обеспечить психологопедагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Профессиональная помощь родителям в воспитании детей должна быть практической и теоретической и осуществляться систематически. В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения дошкольников возникла необходимость разработки и реализации программы.
Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение родительской роли и определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.
Программа определяет содержание и организацию работы с родителями (законными представителями). В основе процесса организации работы с родителями в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности).
Главная идея программы по работе с родителями заключается в реализации первоочередных задач по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, с учётом процесса синхронизации обучения родителя в соответствии с актуальным уровнем психофизического и возрастного развития его ребёнка. Программа направлена на обеспечение права семьи, на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития, консультационно-методической поддержки в организации воспитания и обучения ребёнка, его социализации и адаптации.
К Программе прилагается перспективный план работы с родителями, разрабатываемый ежегодно (на новый учебный год).
1.1. Цели и задачи программы
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания.
Задачи:
- Организовать психолого–педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей;
- Способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
Основы благополучия семьи;
- Организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач;
- Создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс.
-
1.2. Основные принципы программы:
- принцип гуманизации (взаимодействие с семьёй осуществляется на основе ценностного и личностного ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания, учитываются особые потребности каждого конкретного ребёнка и его семьи);
- принцип модульности (процесс обучения реализуется через тематические модули, раскрывающие психолого-педагогические особенности обучения и воспитания ребёнка);
- принцип комплексности (ориентирован на взаимодействие специалистов дошкольного образования образовательной организации (учитель - логопед, педагог– психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели), родителей (законных представителей) в вопросах повышения психолого-педагогической компетентности родителей);
- принцип открытости и доверия (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);
- принцип интерактивности и динамичности (реализуется через продуктивное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов на различных этапах совместной деятельности, осуществляется в режиме развития, а так же быстром реагировании на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности воспитательные запросы);
- принцип систематичности и последовательности (взаимодействие с семьёй требует системного подхода к теоретико-практическому изучению основ психолого-педагогических знаний);
- принцип согласованного взаимодействия (возможность высказывать друг другу свои мнения о тех или иных проблемах воспитания просто не возможно без учёта интересов и запросов семьи, общение «на равных»).
-
1.3. Планируемые результаты
Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОУ.
Результатами реализации программы могут стать:
- повысится родительская компетентность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребенка;
- повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и развития детей;
- родители участвуют в воспитательно-образовательном процессе, как субъекты этого процесса;
- объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах образования, воспитания и развития детей;
- удовлетворенность родителей качеством образования в ДОУ.
2. Направления деятельности.
-
-
- Диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а так же планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
- Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психо- физиологического и психического развития детей дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста информирование об особенностях реализуемой в ДОУ образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
- Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми; способам организации и участия в воспитательно – образовательном процессе.
-
Родительское просвещение представлено следующими модулями:
- Выстраивание позитивных детско – родительских отношений
- Разрешение конфликтных споров и ситуаций в семье
- Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства
- Повышения уровня правовой культуры в области семейного права
- Формирование и повышение экономической грамотности семьи
- Формирование ответственности и позитивной родительской позиции
- Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи
2.1. Основные формы работы.
Направления деятельности педагогов реализуются в разных формах (групповых, подгрупповых и индивидуальных) посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):
-
-
- диагностико - аналитическое направление реализуется через опросы, анкетирование, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
- просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки – передвижки для родителей (законных представителей); сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают так же и досуговую форму совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
-
Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а так же согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОУ и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.
2.2. Технологии
- Технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия, как в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте;
- технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи;
- технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают различные тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование, а так же программы по созданию семейных групп взаимопомощи;
- технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видеоматериалы;
- технологии, основанные на использовании методов активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков;
- технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само и взаимопомощи среди родителей.
2.3. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов) Права и обязанности родителей
«Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред.
от 06.02.2020) СК РФ Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей:
- родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
- родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
- родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
- Права и обязанности родителей в Семейном кодексе
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannostivsemeynom-kodekse/
Ст.38 Конституции РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их- https://konstitutsiia.ru/38
Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся - https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-44.php
Ответственность родителей
Уголовный кодекс Российской Федерации статья 156–не исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних-https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
10699/48132b89ef9920ae9 4d8d48c658ebf60d3c66ca9/
Права и обязанности детей
- Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе11 Семейного кодекса РФ:Ст.54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.
Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.
Ст.56. Право ребенка на защиту:
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-vsemeynom-kodekse/
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
- Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ«Об образовании в РФ»
Статья 34 .Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования -https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php
Статья 41.Охрана здоровья обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-
Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии социальной адаптации- https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st42.php
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся-https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-43.php
- Декларация прав ребенка
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml
- Конвенция ООН о правах
ребенкаhttps://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childc on.shtml
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детейhttps://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_child90.shtml
Права, обязанности ответственность педагогов
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы
педагогических работников, гарантии их реализации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273fz/st-47.php
Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников-
https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-48.php
3. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы: Кадровые ресурсы
Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей в том числе с ОВЗ, детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной направленности.
Учитель - логопед помогает определить уровень развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию недостатков (нарушений) развития.
Педагог - психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) мероприятия на развитие психологопедагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.
Материально- технические ресурсы. Реализация программы осуществляется в помещениях ДОУ (музыкальный зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов) с использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).
Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)
Информационные ресурсы. Размещение информации на сайте образовательной организации, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток, флайеров.
3.1. Список используемой литературы
Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми потребностями, как актуальная проблема современного образования/ /Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018
Бикеева А.С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.– М.: Генезис, 2009.
Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО ДЕТСТВОПРЕСС,2014.
Ньюмон С.«Игры и занятия с особым ребенком» руково дство для родителей.- Москва:
«Теревинф»,2011.
Пазухина С.В. Психолого- педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина //Гуманитарные науки (Ялта).— 2018. — №2(42).
Психолого- педагогические программы и технологии в образовательной среде:
каталог- 2019: коллективная монография/ В.В.Рубцов [и др.].Москва:
ФГБОУВОМГППУ,2019
Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И. и др. «Психолого - педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста». - 2-е изд., перераб. и доп.- Москва: «Просвещение»,2004.
Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии// Современные проблемы науки и образования.2017
3.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в МБДОУ «ЯСЛИ-САД №40 Г. ДОНЕЦКА» на 2023 – 2024 учебный год.
План-график взаимодействия
Форма взаимодействия |
Срок |
Ответственный |
||
Система взаимодействия по вопросам организационной и административной деятельности дошкольной организации |
||||
Провести встречи по сбору:
|
Сентябрь |
Заведующий Святченко С.Ю., старший воспитатель Зубченко Т.А., медицинский работник |
||
Организовать и провести День открытых дверей |
октябрь, май |
Заведующий Святченко С.Ю., старший воспитатель Зубченко Т.А., |
||
Обеспечить проведение субботников |
октябрь, апрель |
Завхоз Коваль Л.Е. |
||
Готовить материалы, информирующие родителей (законных представителей) воспитанников о правах их и их детей, включая описание правомерных и неправомерных действий работников. Размещать материалы на информационных стендах и сайте детского сада |
не реже 1 раза в полугодие |
старший воспитатель Зубченко Т.А. |
||
Обновлять информационные стенды, публиковать новую информацию на сайте детского сада по текущим вопросам |
по необходимости, но не реже 1 раза в месяц |
старший воспитатель Зубченко Т.А. воспитатели |
||
Обеспечить персональные встречи с администрацией детского сада |
по запросу |
Заведующий Святченко С.Ю. |
||
Обеспечить рассылку информации по текущим вопросам и общение в родительских чатах |
в течение года |
воспитатели групп |
||
Посещать семьи воспитанников, состоящих на различных видах учета |
в течение года |
воспитатели групп |
||
Сопровождать деятельность родительского мониторинга организации питания воспитанников (посещение помещений для приема пищи, изучение документов по организации питания и т.п.) |
в течение года (при наличии заявок) |
ответственный по питанию |
||
Сотрудничество по вопросам информационной безопасности детей |
||||
Родительское собрание на тему: «Услуга "Родительский контроль"» |
Сентябрь, апрель |
Педагог-психолог Котенко И.А. |
||
Круглый стол «Информационная безопасность детей» |
Октябрь, май |
Ответственный за информационную безопасность |
||
Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Цифровая грамотность детей» |
Ноябрь |
Воспитатели в группах |
||
Консультирование родителей по вопросам защиты воспитанников от распространения вредной для них информации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» |
Декабрь |
Старший воспитатель Зубченко Т.А. |
||
Семейный всеобуч «Плюсы и минусы телевидения для дошкольников» |
Январь |
Старший воспитатель Зубченко Т.А. |
||
Подготовка буклетов по информационной безопасности детей и размещение их на сайте и на информационных стендах детского сада |
В течение года |
Старший воспитатель Зубченко Т.А. |
||
Сотрудничество по вопросам патриотической и идеологической |
||||
Организовать беседу о роли государственной символики в воспитании детей |
1 сентября |
Старший воспитатель Зубченко Т.А. |
||
Обеспечить совместные с воспитанниками церемонии поднятия флага и исполнения гимна России ко Дню народного единства, Дню Конституции, Дню защитника Отечества, Дню России |
накануне 4 ноября, 12 декабря, 23 февраля, 12 июня |
старший воспитатель Зубченко Т.А. |
||
Организовать круглый стол на тему: «Патриотическое и идеологическое воспитание детей – важная составляющая будущего» |
декабрь |
старший воспитатель Зубченко Т.А. |
||
Организовать родительский ринг «Патриотическое воспитание воспитанников: что могут сделать родители?» |
март |
педагог-психолог Котенко И.А. |
||
Провести совместную с воспитанниками акцию «Подарки ветеранам» |
накануне 9 мая |
воспитатели групп |
||
Коллективные массовые мероприятия с воспитанниками |
||||
Организовать утренник ко Дню знаний |
1 сентября |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
||
Организовать музыкальный вечер к Международному дню пожилых людей |
накануне 1 октября |
музыкальный руководитель, воспитатели групп |
||
Организовать массовую спортивную эстафету ко Дню отца в России |
накануне 16 октября |
инструктор по физической культуре |
||
Обеспечить совместный досуг родителей и детей ко Дню материи в России |
Накануне 27 ноября |
Старший воспитатель, музыкальный руководитель |
||
Организовать новогодний утренник |
с 19 по 23 декабря |
музыкальный руководитель, воспитатели групп |
||
Организовать физкультурно-музыкальный праздник «Мой папа – защитник Отечества» |
накануне 23 февраля |
инструктор по физической культуре |
||
Организовать концерт к Международному женскому дню |
накануне 8 марта |
старший воспитатель, музыкальный руководитель |
||
Организовать выпускной вечер (для подготовительной группы) |
29-30 мая |
воспитатели группы, музыкальный руководитель |
||
Формирование системы взаимодействия по вопросам цифровизации образовательной среды детского сада |
||||
Выяснять мнение родителей и собрать сведения о возможности освоения ООП ДО с применением ДОТ, полезности образовательных платформ детского сада для родителей |
Сентябрь–октябрь |
Воспитатели групп |
||
Подготовить и раздать памятки на тему: «Организация деятельности дошкольников и использованием ЭСО» |
ноябрь |
воспитатели групп |
||
Организовать онлайн-экскурсию по образовательным платформам детского сада |
ноябрь |
старший воспитатель |
||
Организовать консультации по вопросам реализации ООП ДО с применением ДОТ |
ноябрь, февраль, июнь |
старший воспитатель, воспитатели старшей и подготовительных групп |
||
Провести анкетирование на тему: «Мой ребенок и цифровые технологии» |
декабрь |
старший воспитатель |
||
Провести вебинар на тему: «Новое в дистанционном дошкольном обучении» |
март |
воспитатели средней и старшей групп |
||
Провести цикл бесед в родительских чатах на тему: «Возможности цифровых технологий в образовательной среде» |
март-май |
воспитатели группы |
||
Повышение компетентности в вопросах семейного воспитания, охраны и укрепления здоровья воспитанников |
||||
Организовать мастер-класс «Адаптация ребенка к детскому саду» |
Сентябрь |
Педагог-психолог, воспитатели младших групп |
||
Организовать круглый стол «Вопросы воспитания» |
ноябрь |
старший воспитатель |
||
Провести лекторий «16 фраз, которые нужно говорить своим детям» |
январь |
педагог-психолог, старший воспитатель |
||
Организовать круглый стол «Одна семья, но много традиций» |
март |
старший воспитатель |
||
Провести семинар-практикум «Как справиться с капризами и упрямством дошкольника» |
май |
педагог-психолог |
||
Организовать психолого-педагогические тренинги в целях формирования ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей |
раз в три месяца |
педагог-психолог |
||
Провести тренинговое занятие «Семейная гостиная - мамы, дочки, сыночки» |
раз в полугодие |
педагог-психолог, старший воспитатель |
||
Обеспечить индивидуальные консультации по медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания |
по запросам |
педагогические работники в рамках своей компетенции |
||
Обеспечить поддержку родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ |
в течение года |
старший воспитатель, педагог–психолог |
||
Информационная и просветительская деятельность, взаимодействие в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) |
||||
Информировать о режиме функционировании детского сада в условиях распространения COVID-19 (через сайт и стенд детского сада, родительские чаты) |
Не позднее чем за 1 рабочий день до открытия детского сада после карантина и других перерывов в работе |
Модератор официального сайта, воспитатели групп |
||
Разместить на информационном стенде детского сада сведения о вакцинации от гриппа и коронавируса |
по окончании периода, указанного в постановлении государственного санитарного врача |
медицинский работник |
||
Информировать о снятии/введении в детском саду части ограничительных и профилактических мер |
не позднее, через сутки после изменения перечня мер |
воспитатели групп |
||
Размещать на сайте детского сада памятки и рекомендации о здоровьесберегающих принципах |
ежеквартально до 5-го числа |
модератор сайта, медицинский работник |
||
График родительских собраний
Сроки |
Тематика |
Ответственные |
I. Общие родительские собрания |
||
Сентябрь |
Основные направления воспитательно-образовательной деятельности и работы детского сада в предстоящем учебном году |
Заведующий, старший воспитатель |
декабрь |
Результаты воспитательно-образовательной деятельности по итогам учебного полугодия |
заведующий, старший воспитатель |
январь |
Внедрение дистанционных технологий в процесс воспитания и обучения |
заведующий, старший воспитатель |
май |
Итоги работы детского сада в прошедшем учебном году, организация работы в летний оздоровительный период |
заведующий, старший воспитатель |
II. Групповые родительские собрания |
||
Сентябрь |
Младшая группа: «Адаптационный период детей в детском саду» |
Воспитатель младшей группы, педагог-психолог |
Средняя группа: «Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4–5 лет» |
воспитатель средней группы, педагог-психолог |
|
Старшая и подготовительная группы: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» |
воспитатель старшей группы |
|
октябрь |
Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы: «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения» |
воспитатели групп |
ноябрь |
Младшая группа: «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников» |
воспитатель младшей группы |
Средняя группа: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста» |
воспитатель средней группы |
|
Старшая и подготовительная группы: «Подготовка дошкольников 6–7 лет к овладению грамотой» |
воспитатель старшей группы, учитель-логопед |
|
декабрь |
Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы: «Организация и проведение новогодних утренников» |
воспитатели групп |
февраль |
Младшая группа: «Социализация детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность и самообслуживание» |
воспитатель младшей группы |
Средняя группа: «Причины детской агрессивности и способы ее коррекции» |
воспитатель средней группы, педагог-психолог |
|
Старшая и подготовительная группы: «Подготовка к выпускному» |
заведующий, воспитатель старшей группы |
|
апрель |
Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы: «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности» |
воспитатели групп |
июнь |
Младшая и средняя группы: «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать» |
воспитатель младшей и средней групп |
Старшая и подготовительная группы: «Подготовка детей к обучению в школе» |
заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог |
|
III. Собрания для родителей будущих воспитанников детского сада |
||
Май |
Организационное родительское собрание для родителей будущих воспитанников |
Заведующий |
Филоненко Е.Н. Большая книга родителей будущих первоклассников. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 220 с.
Петрановская Л.В. Что делать, если... – М.: Издательство АСТ, 2020.
– 288 с.
Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 360 с.
Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. – М.: Генезис, 2017. – 160 с.
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» СПб; Речь, 2002 г.
Свирская Л. «Шпаргалки для родителей» Детский сад со всех сторон, 2002 г.
Кузьмина М.В. Юридический справочник для родителей. – М.: АСТ, 2016. – 120 с.
Гончарук Е.В. Как предотвращать капризы и справляться с истериками. Практическое руководство для родителей. – М.: КТК Галактика, 2020. – 170 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. – 214 с.
Организация коммуникации с родителями:
Сайт Нижегородского института «Основы здорового питания»
Консультации родителей по электронной почте (подготовка письменного ответа, рекомендации)
Коммуникации с помощью месcенджера Сферум
Организация общения через соцсети «Одноклассники.ру» ВКонтакте
Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей:
https://www.ya-roditel.ru/
https://nra-russia.ru/
https://ruroditel.ru/
http://растимдетей.рф/
Программа родительского просвещения
ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
- почитать детям http://www.bookgrafik.jino.ru/chitat-detskie-knigi-dlja-malenkikh.html
- http://detstvo.ru/library/ книги для бесплатного скачивания.
- Навигатор по детским сайтам. Коллекция детских ссылок облегчает поиск материалов http://mamam-papam.narod.ru/
- Визуальная поисковая система детских сайтов для поиска детских ресурсов на просторах сети Интернет www.agakids.ru
- Каталог детских ресурсов. Более 2000 ссылок на сайты о детях и для детей www.kinder.ru
- 900 детских презентаций и 300 флеш-игр для детей с 1 года http://900igr.net/Detskie_prezentatsii.html
- Этот сайт поможет учителям и родителям сделать учебу детей увлекательнее и интереснее с помощью учебно-методического комплекта «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» http://www.nachalka.info/
- Детский образовательный портал для детей, родителей, учителей, воспитателей http://kidportal.ru/
- Детский образовательный портал для детей, родителей, учителей, воспитателей http://kidlib.ru/
- На вкладке «Почитать» много детских книг. Быстро и бесплатно скачиваются http://detstvo.ru/
- Сайт посвящен развивающим играм, обучающим программам для дошкольников и школьников младших классов — изучение при помощи интерактивных флеш-игр поможет облегчить обучение в начальных классах, вызвать у ребенка интерес к урокам в школе http://samouchka.com.ua/
- http://www.dom1nanta.ru/part_2_methodses.html Программа освоения быстрого чтения
- http://www.1001skazka.com/ Есть песни из мультфильмов, сказок, детских фильмов. Выложены записи сказок с виниловых пластинок. Содержит стихи в звуковой форме, радиопьесы, радиоспектакли, постановки «Театра перед микрофоном» и модные сегодня аудиокниги, классическая, и просто музыка, так или иначе относящаяся к детям. И много, много других материалов, которые будут интересны как Вам так и Вашим детям.
- http://www.myltik.ru/ Лучшие мультфильмы и флеш-игры для детей
- http://www.radostmoya.ru/ Детский семейный образовательный телеканал. Это светский канал, созданный православными людьми. Предлагаются зрителям культурно-просветительские, образовательные и детские программы
- http://www.shishkinles.ru/ Предлагается почитать, посчитать, поиграть и узнать много нового и интересного. Есть части для детей и для родителей Шишкин лес (Для детей, Сова, Совинформ)
- http://www.cofe.ru/read-ka/ Детский сказочный журнал.
- http://www.skazochnik.info/ Сайт является библиотекой сказок различных народов и народностей, собранных на пыльных библиотечных полках и в закоулках Интернета.
- http://www.teremok.in/ На сайте представлены сказки, легенды, мифы, былины народов мира. А также наиболее известные произведения русских и зарубежных писателей-сказочников.
- http://lifesophia.narod.ru/ http://kuigvik.narod.ru/aforizm.html На сайтах вы найдете мудрые мысли, отобранные из надежных источников и предварительно проанализированные автором.
- http://letter.com.ua/phrase/index.php http://www.otrezal.ru/ На сайтах даются расшифровки многихафоризмов русского языка.
- http://www.comics.ru/skaz/ Сказки с картинками. Есть ссылки на толковый словарик крылатых выражений, комиксы, иллюстрированное описание оружия, происхождение некоторых вещей.
- http://www.wtr.ru/aphorism/prov1.htm Русские народные поговорки.
- http://hyaenidae.narod.ru/ Обширная подборка русских народных сказок в обработках и пересказах детских писателей. Есть алфавитный указатель и поисковая система.
- http://www.lukoshko.net Бесплатные электронные книги, сказки, стихи, детские песенки и рисунки, подборки авторских произведений.
- http://agniyabarto.ru/ Полное собрание произведений , аудиозаписи и видео А.Барто. Читает автор и мастера сцены.
- http://www.allbest.ru/ Все бесплатные библиотеки сети Интернет.
- http://www.lull.ru/ Колыбельные песни мира – клипы. Исполняются на родном языке.
- http://www.bayushki.ru/ Все про сон ребенка, в том числе сказки, колыбельные песни, советы психолога
- http://www.boloto.info/ Словари: Ожегова, Даля, Ушакова, Брокгауз и Ефрон, БСЭ.
- http://mirslovarei.com/ Словари по разным разделам.
- http://max-foto.info/ Подборки фотографий растений, птиц, животных.
- http://childish.fome.ru/ Обновляемая коллекция игр для детей: развивающих, подвижных, спортивных, ролевых; настольных, напольных; на развитие памяти, внимания, речи, воображения, мышления; игр-конкурсов.
- http://www.eraland.ru/ Интеллектуально-развлекательный ресурс для детей от 3 лет и их родителей. Пословицы, поговорки, сказки, загадки, раскраски, игры, детские песни и статьи для родителей.
- http://www.potomy.ru/ Детская энциклопедия. Ответы на детские вопросы квалифицированных педагогов — учителей школ и воспитателей детских садов. Возможность для родителей и детей задать свой вопрос, для педагогов — размещать свои статьи.
- http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный Интернет-портал.
- http://www.shram.kiev.ua/work/rus.shtml Основные правила грамматики русского языка. Есть таблицы.
- http://www.detgazeta.ru/ Веселая газета для детей от 6 до 10 лет.
- http://www.tvoyrebenok.ru/ Это раскраски, презентации для детей, полезная информация о воспитании, форум для родителей!
- http://www.breasting.ru/ Сайт для родителей. Есть презентации, поделки, игры, песенки, статьи, раскраски.
- http://www.floranimal.ru/ Очень большая коллекция растений и животных с описанием и хорошими иллюстрациями.
- http://www.raskraska.com/ Раскраски из мультиков, сказок, фильмов, лабиринты, по точкам, отличия, прописи и др. Можно он-лайн, скачать, распечатать.
- http://stranamasterov.ru/ Страна мастеров — прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда.
- http://www.solnet.ee/ Солнышко — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток.
- Cайт Министерства Образования и науки РФ
— Журнал «Здоровье школьника«. Журнал заботливых родителей
— Президент России гражданам школьного возраста
— Портал информационной поддержки единого государственного экзамена. Официальный информационный ресурс Минобразования РФ
— Большая перемена. Сайт для школьников и их родителей
— Государственные образовательные порталы
— Школьное питание
— Усыновление в России
— «Безопасность наших школ»
- Для современных детей компьютер — лучший друг, с ним они уже давно на «ты». Для такой продвинутой молодежи и был создан этот сайт. Дети и подростки от 12 до 20 лет здесь знакомятся, общаются, заводят виртуальных друзей. На сайте есть форум, где можно высказаться и поделится о наболевшем. Можно попробовать себя в качестве блогера — завести свой блог, а также создать свою собственную фото галерею. Ну и, конечно, поиграть в онлайн-игры. Куда же без них!
Ну а теперь о серьезном! Проблема всех школьников и студентов — где в одном месте найти информацию, чтобы подготовится к экзамену, контрольной, зачету, сделать доклад или написать курсовую. Идти в библиотеку не модно. А в Интернете уж очень много разной информации, можно легко запутаться и нужного быстро не найти. Поэтому, специально для тебя, бедный школьник и студент, этот систематизированный каталог. Здесь собраны ссылки на общеобразовательные сайты, учебные материалы и экзаменационные билеты по всем предметам, от астрономии и химии до истории и философии.
Это еще один большой каталог интернет-ресурсов для всех, кто учится. Педагогам он тоже может очень пригодиться. Помимо ссылок на полезные сайты здесь есть документы Министерства образования, например: школьные программы, государственные образовательные стандарты. Есть также форум, где можно получить консультацию у специалиста по вопросам образования.
- Библиотечные ресурсы
- www.rsl.ru
- российская государственная библиотека
- www.nlr.ru
- российская национальная библиотека
- www.gpntb.ru