Родительское просвещение

Родителям

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА №40 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ

НА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

1

Содержание

 

Паспорт программы

3

    1. Пояснительная записка

5

1.1. Цель и задачи

7

1.2. Принципы

8

1.3. Планируемые результаты

8

   2. Направления работы

9

2.1. Основные формы работы

9

2.2. Технологии

10

2.3. Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы

10

   3. Ресурсы

12

3.1. Список литературы

12

3.2. Перспективный план работы с семьями воспитанников на 2023 – 2024 учебный год

13

Паспорт программы

 

Информация о разработчике

Зубченко Татьяна Александровна, старший воспитатель 

Целевая аудитория и место реализации программы

Участники образовательных отношений: воспитанники, родители (законные представители), педагоги МБДОУ «ЯСЛИ-САД №40 Г. ДОНЕЦКА» заведующий – Святченко С.Ю.

Электронная почта: kdnz40@mail.ru

Сайт:  http://detskiysad40.ru

Нормативно– правовые документы

-        «Семейный  кодекс    Российской    Федерации» от 29.12.1995

N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)

  • Декларация прав ребенка (1959)
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
  • ФЗ «Об     основных    гарантиях     прав    ребенка в Российской Федерации».
  • Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Федеральный            государственный      образовательный             стандарт дошкольного образования (утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155)
  • Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в

Российской Федерации на период до 2025 года» - Устав ДОУ

Аннотация программы

Предлагаемая программа представляет собой цикл

мероприятий по организации работы с родителями (законными представителями) и позволяет расширить, обобщить и углубить возможности родителей в вопросах образования, развития и воспитания детей совместно с педагогами и специалистами ДОУ.

Отличительные особенности программы направлены на активное вовлечение семьи в воспитательно - образовательный процесс через различные направления работы

Цели и задачи

Цель: обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания.

Задачи:

  • организовать психолого – педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей; - способствовать развитию ответственного и осознанного родительства, как базовой основы благополучия семьи;
  • организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач;
  • создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

Планируемые результаты

Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОО.

Результатами реализации программы могут стать: - повысится родительская компетентность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребенка; - повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и развития детей;

  • родители участвуют в воспитательнообразовательном процессе, как субъекты этого процесса;
  • объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах образования, воспитания и развития детей;
  • удовлетворенность   родителей      качеством

образования в ДОУ

Сроки,  этапы реализации программы

Программа реализуется в 2023 – 2024 учебном году. Этапы реализации программы:

I этап  – подготовительный

Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОО с родителям и воспитанников.

  • изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями;
  • анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

-        подбор методической литературы

II этап – деятельностный

Цель: организация партнерского взаимодействия ДОУ с родительской общественностью. - психолого - педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе

ДОО (анкетирование);

  • психолого – педагогическая поддержка родителей;
  • психолого – педагогическое образование родителей;
  • совместная деятельность детей, родителей и педагогов.

III этап – прогностический

Цель: определение результативности внедрения программы родительского просвещения;

- анкетирование по удовлетворенности качеством образования в ДОУ.

Система организации внутреннего контроля за реализацией программы

Общий контроль реализации Программы осуществляет администрация МБДОУ «ЯСЛИ-САД №40 Г. ДОНЕЦКА» путем оценки достижения цели Программы через анализ работы и инструментарий оценивания повышения родительской психолого– педагогической грамотности по итогам 2023 - 2024 учебного года.

 

                                            1.       Пояснительная записка

Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается в Концепции государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года, где в качестве приоритетов государственной семейной политики определены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно - нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики предусматривается активное участие семьи в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи создании условий для их долголетия.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность просвещения обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья–одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство  человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельностии, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании формах взаимодействия семьи и ДОУ в образовательном процессе.

Качество обучения и воспитания в семье, расширение воспитательных возможностей семьи, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей – важнейшие проблемы современной педагогической практики. Именно этим и обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования.

Семьи, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, сталкиваются со специфическими проблемами, испытывают затруднения в их разрешении: некомпетентность по  вопросам  обучения,  воспитания  и  развития  аномального ребёнка, незнание родителями элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для негоформате; искажение контактов с окружающим социумами, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д. Всё это влияет на отношение родителей к своим детям (которое, как правило, ухудшается). Следовательно, им также, как и их детям, нужны психологическая помощь и поддержка.

Родители нуждаются в знаниях необходимых в обучении и  воспитании детей, специфике их поведения, особенностях их психофизического развития и т.п. Педагоги и специалисты могут оказать неоценимую помощь родителям, как лучше чувствовать и понимать своего ребенка и как правильно строить взаимоотношения, уметь использовать необходимые средства и методики для познавательного развития дошкольника.

Проблема психолого-педагогической помощи родителям в настоящее время в разряде самых актуальных. Актуальными оказываются анализ, обобщение и укрепление взаимодействия семьи и образовательного учреждения в интересах развития личности ребёнка. Речь идёт об умении родителями использовать полученные знания, самостоятельно их добывать, анализировать собственную воспитательную деятельность. Участие родителей в жизни своих детей поможет им увидеть многое и, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов дошкольного образования и родителей можно добиться высоких результатов. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Согласно ФГОС ДО образовательная организация должна обеспечить психологопедагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Профессиональная помощь родителям в воспитании детей должна быть практической и теоретической и осуществляться систематически. В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей, воспитывающих детей с ограниченными      возможностями здоровья, повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения дошкольников возникла необходимость разработки и реализации программы.

Реализация программы направлена на создание позитивных детско-родительских отношений, ответственного родительства. Качественное, осознанное исполнение родительской роли и определяет состояние общества, института семьи и психологическое здоровье последующих поколений.

Программа определяет содержание и организацию работы с родителями (законными представителями). В основе процесса организации работы с родителями в ДОУ лежат конституционные и национальные ценности российского общества (ценности семьи, гражданские ценности, нравственные ценности, ценности труда, ценности культуры, ценности истории, экологические ценности).

Главная идея программы по работе с родителями заключается в реализации первоочередных задач по повышению психолого-педагогической компетенции родителей, с учётом процесса синхронизации обучения родителя в соответствии с актуальным уровнем психофизического и возрастного развития его ребёнка. Программа направлена на обеспечение права семьи, на получение помощи в воспитании детей дошкольного возраста, на охрану и укрепление их физического и психического здоровья, на развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития, консультационно-методической поддержки в организации воспитания и обучения ребёнка, его социализации и адаптации.

К Программе прилагается перспективный план работы с родителями, разрабатываемый ежегодно (на новый учебный год).

1.1. Цели и задачи программы

Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, развития и воспитания.

Задачи:

  • Организовать психолого–педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья, образования, развития и воспитания детей;
  • Способствовать развитию ответственного и осознанного родительства как базовой

Основы благополучия семьи;

  • Организовать конструктивное взаимодействие в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) для решения образовательных задач;
  • Создать условия для вовлечения родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс.

-  

1.2. Основные принципы программы:

  • принцип гуманизации (взаимодействие с семьёй осуществляется на основе ценностного и личностного ориентированного отношения к семье, опоры на положительный опыт семейного воспитания, учитываются особые потребности каждого конкретного ребёнка и его семьи);
  • принцип модульности (процесс обучения реализуется через тематические модули, раскрывающие психолого-педагогические особенности обучения и воспитания ребёнка);
  • принцип комплексности (ориентирован на взаимодействие специалистов дошкольного образования образовательной организации (учитель - логопед, педагог– психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, воспитатели), родителей (законных представителей) в вопросах повышения психолого-педагогической компетентности родителей);
  • принцип открытости и доверия (создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива ДОУ разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь, предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду);
  • принцип интерактивности и динамичности (реализуется через продуктивное взаимодействие и сотрудничество всех субъектов на различных этапах совместной деятельности, осуществляется в режиме развития, а так же быстром реагировании на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности воспитательные запросы);
  • принцип систематичности и последовательности (взаимодействие с семьёй требует системного подхода к теоретико-практическому изучению основ психолого-педагогических знаний);
  • принцип согласованного взаимодействия (возможность высказывать друг другу свои мнения о тех или иных проблемах воспитания просто не возможно без учёта интересов и запросов семьи, общение «на равных»).

-  

1.3. Планируемые результаты

Планируемые результаты реализации программы родительского просвещения носят отсроченный характер, но деятельность педагогов нацелена на перспективу развития и становления партнерских отношений между семьей и ДОУ.

Результатами реализации программы могут стать:

  • повысится родительская компетентность в вопросах образования, развития и воспитания своего ребенка;
  • повысится ответственность родителей в вопросах образования, воспитания и развития детей;
  • родители участвуют в воспитательно-образовательном процессе, как субъекты этого процесса;
  • объединятся интересы семьи и педагогов в вопросах образования, воспитания и развития детей;
  • удовлетворенность родителей качеством образования в ДОУ.

2.  Направления деятельности.

      1. Диагностико - аналитическое направление включает получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка; об уровне психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей); а так же планирование работы с семьей с учётом результатов проведенного анализа; согласование воспитательных задач;
      2. Просветительское направление предполагает просвещение родителей (законных представителей) по вопросам особенностей психо- физиологического и психического развития детей дошкольного возрастов; выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определенного возраста информирование об особенностях реализуемой в ДОУ образовательной программы; условиях пребывания ребёнка в группе ДОО; содержании и методах образовательной работы с детьми;
      3. Консультационное направление объединяет в себе консультирование родителей (законных представителей) по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей; особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом; возникающих проблемных ситуациях; способам воспитания и построения продуктивного взаимодействия с детьми; способам организации и участия в воспитательно – образовательном процессе.

Родительское просвещение представлено следующими модулями:

  • Выстраивание позитивных детско – родительских отношений
  • Разрешение конфликтных споров и ситуаций в семье
  • Профилактика семейного неблагополучия и социального сиротства
  • Повышения уровня правовой культуры в области семейного права
  • Формирование и повышение экономической грамотности семьи
  • Формирование ответственности и позитивной родительской позиции
  • Пропаганда семейных традиций и ценностей российской семьи

                                                           2.1.      Основные формы работы.

Направления деятельности педагогов реализуются в разных формах (групповых, подгрупповых и индивидуальных)  посредством различных методов, приемов и способов взаимодействия с родителями (законными представителями):

      1. диагностико - аналитическое направление реализуется через опросы, анкетирование, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями (законными представителями); дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей;
      2. просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары - практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое; информационные проспекты, стенды, ширмы, папки – передвижки для родителей (законных представителей); сайт ДОУ и социальные группы в сети Интернет; фотографии, выставки детских работ, совместных работ родителей (законных представителей) и детей. Включают так же и досуговую форму совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.

Незаменимой формой установления доверительного делового контакта между семьей и ДОУ является диалог педагога и родителей (законных представителей). Диалог позволяет совместно анализировать поведение или проблемы ребёнка, выяснять причины проблем и искать подходящие возможности, ресурсы семьи и пути их решения. В диалоге проходит просвещение родителей (законных представителей), их консультирование по вопросам выбора оптимального образовательного маршрута для конкретного ребёнка, а так же согласование совместных действий, которые могут быть предприняты со стороны ДОУ и семьи для разрешения возможных проблем и трудностей ребёнка в освоении образовательной программы.

                                                           2.2.      Технологии

  • Технологии раннего вмешательства, направленные на раннее предотвращение неблагополучия, как  в контексте развития ребенка, так и в семейном контексте;
  • технологии мотивирования, использующие различные модели интервьюирования, направленные на формирование готовности и мотивации к изменениям поведения, участию в программах помощи;
  • технологии, ориентированные на работу с семьей, которые предполагают различные тренинги родительской компетентности и семейных навыков, семейное консультирование, а так же программы по созданию семейных групп взаимопомощи;
  • технологии информирования, т.е. просвещения через использование таких форм как лекции, семинары, консультации, беседы, распространение специальной литературы и видеоматериалы;
  • технологии, основанные на использовании методов  активного социального обучения, целью которых является формирование социально важных навыков;
  • технологии создания групп социальной поддержки, направленные на формирование групп само и взаимопомощи среди родителей.

2.3.         Сферы ответственности, основные права и обязанности участников программы (специалистов, детей, родителей, педагогов) Права и обязанности родителей

«Семейный    кодекс     Российской     Федерации»     от 29.12.1995 N     223-ФЗ (ред.

от 06.02.2020)  СК РФ Статья 63.  Права   и обязанности    родителей    по воспитанию и образованию детей:

  • родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей;
  • родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;
  • родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами. 
  • Права и обязанности родителей в Семейном кодексе

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannostivsemeynom-kodekse/

Ст.38 Конституции РФ устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и воспитывать их- https://konstitutsiia.ru/38

Федеральный закон от 29.12.2012№273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей

(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся - https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-44.php

Ответственность родителей

Уголовный кодекс Российской Федерации статья 156–не исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних-https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW

10699/48132b89ef9920ae9 4d8d48c658ebf60d3c66ca9/

Права и обязанности детей

  • Права несовершеннолетних детей зафиксированы в Главе11 Семейного кодекса РФ:Ст.54. Право ребенка жить и воспитываться в семье.

Ст. 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками.

Ст.56.  Право ребенка на защиту:

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/deti-i-roditeli-prava-i-obyazannosti-vsemeynom-kodekse/

  • Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19558/
  • Федеральный закон от29.12.2012№273-ФЗ«Об образовании в РФ»

Статья 34 .Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования -https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-34.php

Статья 41.Охрана здоровья обучающихся - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-

41.php

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии социальной адаптации- https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st42.php

Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся-https://fzrf.su/zakon/obobrazovanii-273-fz/st-43.php

  • Декларация прав ребенка

https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/childdec.shtml

  • Конвенция ООН о правах

ребенкаhttps://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childc on.shtml

Права, обязанности ответственность педагогов

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

Статья 47. Правовой статус педагогических работников. Права и свободы

педагогических работников, гарантии их реализации - https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273fz/st-47.php

                             Статья      48.     Обязанности      и     ответственность педагогических                   работников-

https://fzrf.su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-48.php

3. Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы: Кадровые ресурсы

Воспитатели систематически знакомят родителей с целями и задачами, формами и методами воспитания детей  в том числе с ОВЗ, детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной направленности.

Учитель - логопед помогает определить уровень развития ребенка, знакомит родителей с методами и приёмами, направленными на коррекцию недостатков (нарушений) развития.

Педагог - психолог анализирует детско-родительские отношения, организует совместные (групповые и индивидуальные) мероприятия на развитие психологопедагогической компетентности родителей при организации конструктивного взаимодействия с ребенком.

Материально- технические ресурсы.  Реализация программы осуществляется в помещениях ДОУ (музыкальный зал, групповые комнаты, кабинеты специалистов) с использованием имеющегося оборудования и технических средств (персональный компьютер, мультимедийное оборудование, принтер и др.).

Методические ресурсы. Диагностические методики, методические рекомендации и разработки (анкеты, конспекты мероприятий, сценарии тренингов, лекций), подборка и разработка наглядных материалов (презентации, видеофильмы, видеоролики и т.д.)

Информационные ресурсы.   Размещение информации на сайте образовательной организации, подготовка и распространение информационных и консультационных материалов посредством оформления буклетов, памяток, флайеров.

3.1. Список используемой литературы

Басалаева Н.В., Захарова Т.В., Казакова Т.В. Сопровождение детей с особыми потребностями,  как актуальная проблема современного образования/ /Человек и язык в коммуникативном пространстве: сборник научных статей, 2018

Бикеева А.С. Семья особого назначения, или рецепты позитивного родительствования на каждый день.– М.: Генезис, 2009.

Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО ДЕТСТВОПРЕСС,2014.

Ньюмон С.«Игры и занятия с особым ребенком» руково дство для родителей.- Москва:

«Теревинф»,2011.

Пазухина С.В. Психолого- педагогическое сопровождение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья / С. В. Пазухина, З. Н. Калинина, Е. В. Декина //Гуманитарные науки (Ялта).— 2018. — №2(42).

Психолого- педагогические программы и технологии в образовательной среде:

              каталог-        2019:        коллективная        монография/        В.В.Рубцов       [и         др.].Москва:

ФГБОУВОМГППУ,2019

Стребелева Е.А., Разенкова Ю.И. и др. «Психолого - педагогическая диагностика развития           детей дошкольного             возраста». -          2-е       изд.,    перераб.         и          доп.-   Москва: «Просвещение»,2004.

Степанова Н.А., Лещенко С.Г., Хаидов С.К. Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья: организация, содержание, технологии// Современные проблемы науки и образования.2017

3.2. Перспективный план взаимодействия с семьями воспитанников в МБДОУ «ЯСЛИ-САД №40 Г. ДОНЕЦКА» на 2023 – 2024 учебный год.

План-график взаимодействия

Форма взаимодействия

Срок

Ответственный

Система взаимодействия по вопросам организационной и административной деятельности дошкольной организации

Провести встречи по сбору:

  •  согласий/отказов (информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, согласие на обработку персональных данных родителя и детей, на логопедическое сопровождение ребенка и т.п.);
  • заявлений (о праве забирать ребенка из детского сада, о предоставлении мер социальной поддержки, диетического питания ребенку т.п.)

Сентябрь

Заведующий

Святченко С.Ю., старший воспитатель Зубченко Т.А., медицинский работник

Организовать и провести День открытых дверей

октябрь, май

Заведующий

Святченко С.Ю., старший воспитатель Зубченко Т.А.,

Обеспечить проведение субботников

октябрь, апрель

Завхоз Коваль Л.Е.

Готовить материалы, информирующие родителей (законных представителей) воспитанников о правах их и их детей, включая описание правомерных и неправомерных действий работников. Размещать материалы на информационных стендах и сайте детского сада

не реже 1 раза в полугодие

старший воспитатель Зубченко Т.А.

Обновлять информационные стенды, публиковать новую информацию на сайте детского сада по текущим вопросам

по необходимости, но не реже 1 раза в месяц

старший воспитатель Зубченко Т.А.

воспитатели

Обеспечить персональные встречи с администрацией детского сада

по запросу

Заведующий

 Святченко С.Ю.

Обеспечить рассылку информации по текущим вопросам и общение в родительских чатах

в течение года

воспитатели групп

Посещать семьи воспитанников, состоящих на различных видах учета

в течение года

воспитатели групп

Сопровождать деятельность родительского мониторинга организации питания воспитанников (посещение помещений для приема пищи, изучение документов по организации питания и т.п.)

в течение года (при наличии заявок)

ответственный по питанию

Сотрудничество по вопросам информационной безопасности детей

Родительское собрание на тему: «Услуга "Родительский контроль"»

Сентябрь, апрель

Педагог-психолог Котенко И.А.

Круглый стол «Информационная безопасность детей»

Октябрь, май

Ответственный за информационную безопасность

Родительское собрание в подготовительной группе на тему: «Цифровая грамотность детей»

Ноябрь

Воспитатели в группах

Консультирование родителей по вопросам защиты воспитанников от распространения вредной для них информации «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Декабрь

Старший воспитатель Зубченко Т.А.

Семейный всеобуч «Плюсы и минусы телевидения для дошкольников»

Январь

Старший воспитатель Зубченко Т.А.

Подготовка буклетов по информационной безопасности детей и размещение их на сайте и на информационных стендах детского сада

В течение года

Старший воспитатель Зубченко Т.А.

Сотрудничество по вопросам патриотической и идеологической
воспитательной работы с воспитанниками

Организовать беседу о роли государственной символики в воспитании детей

1 сентября

Старший воспитатель Зубченко Т.А.

Обеспечить совместные с воспитанниками церемонии поднятия флага и исполнения гимна России ко Дню народного единства, Дню Конституции, Дню защитника Отечества, Дню России

накануне 4 ноября, 12 декабря, 23 февраля, 12 июня

старший воспитатель Зубченко Т.А.

Организовать круглый стол на тему: «Патриотическое и идеологическое воспитание детей – важная составляющая будущего»

декабрь

старший воспитатель Зубченко Т.А.

Организовать  родительский ринг «Патриотическое воспитание воспитанников: что могут сделать родители?»

март

педагог-психолог Котенко И.А.

Провести совместную с воспитанниками акцию «Подарки ветеранам»

накануне 9 мая

воспитатели групп

Коллективные массовые мероприятия с воспитанниками

Организовать утренник ко Дню знаний

1 сентября

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Организовать музыкальный вечер к Международному дню пожилых людей

накануне 1 октября

музыкальный руководитель, воспитатели групп

Организовать массовую спортивную эстафету ко Дню отца в России

накануне 16 октября

инструктор по физической культуре

Обеспечить совместный досуг родителей и детей ко Дню материи в России

Накануне 27 ноября

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Организовать новогодний утренник

с 19 по 23 декабря

музыкальный руководитель, воспитатели групп

Организовать физкультурно-музыкальный праздник «Мой папа – защитник Отечества»

накануне 23 февраля

инструктор по физической культуре

Организовать концерт к Международному женскому дню

накануне 8 марта

старший воспитатель, музыкальный руководитель

Организовать выпускной вечер (для подготовительной группы)

29-30 мая

воспитатели группы, музыкальный руководитель

Формирование системы взаимодействия по вопросам цифровизации образовательной среды детского сада

Выяснять мнение родителей и собрать сведения о возможности освоения ООП ДО с применением ДОТ, полезности образовательных платформ детского сада для родителей

Сентябрь–октябрь

Воспитатели групп

Подготовить и раздать памятки на тему: «Организация деятельности дошкольников и использованием ЭСО»

ноябрь

воспитатели групп

Организовать онлайн-экскурсию по образовательным платформам детского сада

ноябрь

старший воспитатель

Организовать консультации по вопросам реализации ООП ДО с применением ДОТ

ноябрь, февраль, июнь

старший воспитатель, воспитатели старшей и подготовительных групп

Провести анкетирование на тему: «Мой ребенок и цифровые технологии»

декабрь

старший воспитатель

Провести вебинар на тему: «Новое в дистанционном дошкольном обучении»

март

воспитатели средней и старшей групп

Провести  цикл бесед в родительских чатах на тему: «Возможности цифровых технологий в образовательной среде»

март-май

воспитатели группы

Повышение компетентности в вопросах семейного воспитания, охраны и укрепления здоровья воспитанников

Организовать мастер-класс «Адаптация ребенка к детскому саду»

Сентябрь

Педагог-психолог, воспитатели младших групп

Организовать круглый стол «Вопросы воспитания»

ноябрь

старший воспитатель

Провести лекторий «16 фраз, которые нужно говорить своим детям»

январь

педагог-психолог, старший воспитатель

Организовать круглый стол «Одна семья, но много традиций»

март

старший воспитатель

Провести семинар-практикум «Как справиться с капризами и упрямством дошкольника»

май

педагог-психолог

Организовать психолого-педагогические тренинги в целях формирования ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей

раз в три месяца

педагог-психолог

Провести тренинговое занятие «Семейная гостиная - мамы, дочки, сыночки»

раз в полугодие

педагог-психолог, старший воспитатель

Обеспечить индивидуальные консультации по медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания

по запросам

педагогические работники в рамках своей компетенции

Обеспечить поддержку родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ

в течение года

старший воспитатель, педагог–психолог

Информационная и просветительская деятельность, взаимодействие в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)

Информировать о режиме функционировании детского сада в условиях распространения COVID-19 (через сайт и стенд детского сада, родительские чаты)

Не позднее чем за 1 рабочий день до открытия детского сада после карантина и других перерывов в работе

Модератор официального сайта, воспитатели групп

Разместить на информационном стенде детского сада сведения о вакцинации от гриппа и коронавируса

по окончании периода, указанного в постановлении государственного санитарного врача

медицинский работник

Информировать о снятии/введении в детском саду части ограничительных и профилактических мер

не позднее, через сутки после изменения перечня мер

воспитатели групп

Размещать на сайте детского сада памятки и рекомендации о здоровьесберегающих принципах

ежеквартально до 5-го числа

модератор сайта, медицинский работник


График родительских собраний

Сроки

Тематика

Ответственные

I. Общие родительские собрания

Сентябрь

Основные направления воспитательно-образовательной деятельности и работы детского сада в предстоящем учебном году

Заведующий, старший воспитатель

декабрь

Результаты воспитательно-образовательной деятельности по итогам учебного полугодия

заведующий, старший воспитатель

январь

Внедрение дистанционных технологий в процесс воспитания и обучения

заведующий, старший воспитатель

май

Итоги работы детского сада в прошедшем учебном году, организация работы в летний оздоровительный период

заведующий, старший воспитатель

II. Групповые родительские собрания

Сентябрь

Младшая группа: «Адаптационный период детей в детском саду»

Воспитатель младшей группы, педагог-психолог

Средняя группа: «Особенности развития познавательных интересов и эмоций ребенка 4–5 лет»

воспитатель средней группы, педагог-психолог

Старшая и подготовительная группы: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста»

воспитатель старшей группы

октябрь

Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы: «Типичные случаи детского травматизма, меры его предупреждения»

воспитатели групп

ноябрь

Младшая группа: «Сохранение и укрепление здоровья младших дошкольников»

воспитатель младшей группы

Средняя группа: «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего дошкольного возраста»

воспитатель средней группы

Старшая и подготовительная группы: «Подготовка дошкольников 6–7 лет к овладению грамотой»

воспитатель старшей группы, учитель-логопед

декабрь

Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы: «Организация и проведение новогодних утренников»

воспитатели групп

февраль

Младшая группа: «Социализация детей младшего дошкольного возраста. Самостоятельность и самообслуживание»

воспитатель младшей группы

Средняя группа: «Причины детской агрессивности и способы ее коррекции»

воспитатель средней группы, педагог-психолог

Старшая и подготовительная группы: «Подготовка к выпускному»

заведующий, воспитатель старшей группы

апрель

Младшая, средняя, старшая и подготовительная группы: «Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности»

воспитатели групп

июнь

Младшая и средняя группы: «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать»

воспитатель младшей и средней групп

Старшая и подготовительная группы: «Подготовка детей к обучению в школе»

заведующий, старший воспитатель, педагог-психолог

III. Собрания для родителей будущих воспитанников детского сада

Май

Организационное родительское собрание для родителей будущих воспитанников

Заведующий

 

Учебно-методические пособия, информационные материалы, учебники по работе с родителями с указанием ссылок на материалы в сети Интернет, используемые по просвещению родителей:

Филоненко Е.Н. Большая книга родителей будущих первоклассников. – М.: Издательство АСТ, 2018. – 220 с.
Петрановская Л.В. Что делать, если... – М.: Издательство АСТ, 2020.
– 288 с.
Петрановская Л.В. Большая книга про вас и вашего ребенка. – М.: Издательство АСТ, 2017. – 360 с.
Млодик И.Ю. Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить. – М.: Генезис, 2017. – 160 с.
Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми» СПб; Речь, 2002 г.
Свирская Л. «Шпаргалки для родителей» Детский сад со всех сторон, 2002 г.
Кузьмина М.В. Юридический справочник для родителей. – М.: АСТ, 2016. – 120 с.

Гончарук Е.В. Как предотвращать капризы и справляться с истериками. Практическое руководство для родителей. – М.: КТК Галактика, 2020. – 170 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, Харвест, 2008. – 214 с.

Организация коммуникации с родителями:
Сайт Нижегородского института «Основы здорового питания»
Консультации родителей по электронной почте (подготовка письменного ответа, рекомендации)
Коммуникации с помощью месcенджера Сферум
Организация общения через соцсети «Одноклассники.ру» ВКонтакте

Интернет-ресурсы просветительской направленности для родителей:

https://www.ya-roditel.ru/
https://nra-russia.ru/
https://ruroditel.ru/
http://растимдетей.рф/

Программа родительского просвещения

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  1.  почитать детям  http://www.bookgrafik.jino.ru/chitat-detskie-knigi-dlja-malenkikh.html
  2. http://detstvo.ru/library/  книги для бесплатного скачивания.
  3. Навигатор по детским сайтам. Коллекция детских ссылок облегчает поиск материалов http://mamam-papam.narod.ru/
  4. Визуальная поисковая система детских сайтов для поиска детских ресурсов на просторах сети Интернет www.agakids.ru
  5. Каталог детских ресурсов. Более 2000 ссылок на сайты о детях и для детей www.kinder.ru
  6. 900 детских презентаций и 300 флеш-игр для детей с 1 года http://900igr.net/Detskie_prezentatsii.html
  7. Этот сайт поможет  учителям и родителям  сделать учебу  детей увлекательнее и интереснее с помощью учебно-методического комплекта «Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия» http://www.nachalka.info/
  8. Детский образовательный портал для детей, родителей, учителей, воспитателей http://kidportal.ru/
  9. Детский образовательный портал для детей, родителей, учителей, воспитателей http://kidlib.ru/
  10. На вкладке «Почитать» много детских книг. Быстро и бесплатно скачиваются http://detstvo.ru/
  11. Сайт посвящен развивающим играм, обучающим программам для дошкольников и школьников младших классов — изучение при помощи интерактивных флеш-игр поможет облегчить обучение в начальных классах, вызвать у ребенка интерес к урокам в школе http://samouchka.com.ua/
  12. http://www.dom1nanta.ru/part_2_methodses.html Программа освоения быстрого чтения
  13. http://www.1001skazka.com/ Есть песни из мультфильмов, сказок, детских фильмов. Выложены записи сказок с виниловых пластинок. Содержит стихи в звуковой форме, радиопьесы, радиоспектакли, постановки «Театра перед микрофоном» и модные сегодня аудиокниги, классическая, и просто музыка, так или иначе относящаяся к детям. И много, много других материалов, которые будут интересны как Вам так и Вашим детям.
  14. http://www.myltik.ru/ Лучшие мультфильмы и флеш-игры для детей
  15. http://www.radostmoya.ru/ Детский семейный образовательный телеканал. Это светский канал, созданный православными людьми. Предлагаются  зрителям культурно-просветительские, образовательные и детские программы
  16. http://www.shishkinles.ru/ Предлагается почитать, посчитать, поиграть и узнать много нового и интересного. Есть части для детей и для родителей Шишкин лес (Для детей, Сова, Совинформ)
  17. http://www.cofe.ru/read-ka/ Детский сказочный журнал.
  18. http://www.skazochnik.info/ Сайт является библиотекой сказок различных народов и народностей, собранных на пыльных библиотечных полках и в закоулках Интернета.
  19. http://www.teremok.in/ На сайте представлены сказки, легенды, мифы, былины народов мира. А также наиболее известные произведения русских и зарубежных писателей-сказочников.
  20. http://lifesophia.narod.ru/    http://kuigvik.narod.ru/aforizm.html На сайтах вы найдете мудрые мысли, отобранные из надежных источников и предварительно проанализированные автором.
  21. http://letter.com.ua/phrase/index.php      http://www.otrezal.ru/  На сайтах даются расшифровки многихафоризмов русского языка.
  22. http://www.comics.ru/skaz/ Сказки с картинками. Есть ссылки на толковый словарик крылатых выражений, комиксы, иллюстрированное описание оружия, происхождение некоторых вещей.
  23. http://www.wtr.ru/aphorism/prov1.htm Русские народные поговорки.
  24. http://hyaenidae.narod.ru/ Обширная подборка русских народных сказок в обработках и пересказах детских писателей. Есть алфавитный указатель и поисковая система.
  25. http://www.lukoshko.net Бесплатные электронные книги, сказки, стихи, детские песенки и рисунки, подборки авторских произведений.
  26. http://agniyabarto.ru/ Полное собрание произведений , аудиозаписи и видео А.Барто. Читает автор и мастера сцены.
  27. http://www.allbest.ru/ Все бесплатные библиотеки сети Интернет.
  28. http://www.lull.ru/ Колыбельные песни мира – клипы. Исполняются на родном языке.
  29. http://www.bayushki.ru/ Все про сон ребенка, в том числе сказки, колыбельные песни, советы психолога
  30. http://www.boloto.info/ Словари: Ожегова, Даля, Ушакова, Брокгауз и Ефрон, БСЭ.
  31. http://mirslovarei.com/ Словари по разным разделам.
  32. http://max-foto.info/ Подборки фотографий растений, птиц, животных.
  33. http://childish.fome.ru/ Обновляемая коллекция игр для детей: развивающих, подвижных, спортивных, ролевых; настольных, напольных; на развитие памяти, внимания, речи, воображения, мышления; игр-конкурсов.
  34. http://www.eraland.ru/ Интеллектуально-развлекательный ресурс для детей от 3 лет и их родителей. Пословицы, поговорки, сказки, загадки, раскраски, игры, детские песни и статьи для родителей.
  35. http://www.potomy.ru/ Детская энциклопедия. Ответы на детские вопросы квалифицированных педагогов — учителей школ и воспитателей детских садов. Возможность для родителей и детей задать свой вопрос, для педагогов — размещать свои статьи.
  36. http://www.gramota.ru/ Справочно-информационный Интернет-портал.
  37. http://www.shram.kiev.ua/work/rus.shtml Основные правила грамматики русского языка. Есть таблицы.
  38. http://www.detgazeta.ru/ Веселая газета для детей от 6 до 10 лет.
  39. http://www.tvoyrebenok.ru/ Это раскраски, презентации для детей, полезная информация о воспитании, форум для родителей!
  40. http://www.breasting.ru/ Сайт для родителей. Есть презентации, поделки, игры, песенки, статьи, раскраски.
  41. http://www.floranimal.ru/ Очень большая коллекция растений и животных с описанием и хорошими иллюстрациями.
  42. http://www.raskraska.com/ Раскраски из мультиков, сказок, фильмов, лабиринты, по точкам, отличия, прописи и др. Можно он-лайн, скачать, распечатать.
  43. http://stranamasterov.ru/ Страна мастеров —  прикладное творчество, мастерство во всех его проявлениях и окружающая среда.
  44. http://www.solnet.ee/ Солнышко — ежедневный познавательно-развлекательный портал для детей, родителей и педагогов. Конкурсы и викторины, виртуальная школа для малышей, игры и мультфильмы, методики раннего обучения, консультации детских специалистов, сценарии праздников, родительский опыт, служба рассылки виртуальных открыток.
  45. Cайт Министерства Образования и науки РФ
    — Журнал «Здоровье школьника«. Журнал заботливых родителей
    — Президент России гражданам школьного возраста
    — Портал информационной поддержки единого государственного экзамена. Официальный информационный ресурс Минобразования РФ
    — Большая перемена. Сайт для школьников и их родителей
    — Государственные образовательные порталы
    — Школьное питание
    — Усыновление в России
    — «Безопасность наших школ»

Дети онлайн

  1. Для современных детей компьютер — лучший друг, с ним они уже давно на «ты». Для такой продвинутой молодежи и был создан этот сайт. Дети и подростки от 12 до 20 лет здесь знакомятся, общаются, заводят виртуальных друзей. На сайте есть форум, где можно высказаться и поделится о наболевшем. Можно попробовать себя в качестве блогера — завести свой блог, а также создать свою собственную фото галерею. Ну и, конечно, поиграть в онлайн-игры. Куда же без них!
  1. Alleng.ru

Ну а теперь о серьезном! Проблема всех школьников и студентов — где в одном месте найти информацию, чтобы подготовится к экзамену, контрольной, зачету, сделать доклад или написать курсовую. Идти в библиотеку не модно. А в Интернете уж очень много разной информации, можно легко запутаться и нужного быстро не найти. Поэтому, специально для тебя, бедный школьник и студент, этот систематизированный каталог. Здесь собраны ссылки на общеобразовательные сайты, учебные материалы и экзаменационные билеты по всем предметам, от астрономии и химии до истории и философии.

  1. Российский общеобразовательный портал

Это еще один большой каталог интернет-ресурсов для всех, кто учится. Педагогам он тоже может очень пригодиться. Помимо ссылок на полезные сайты здесь есть документы Министерства образования, например: школьные программы, государственные образовательные стандарты. Есть также форум, где можно получить консультацию у специалиста по вопросам образования.

  1. Библиотечные ресурсы
  2.  www.rsl.ru
  3.  российская государственная библиотека
  4.  www.nlr.ru
  5.  российская национальная библиотека
  6.  www.gpntb.ru

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie