Младшие группы: 1. Фантазеры
Педагоги группы
Особенности занятий в группе
В младшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР работают разные специалисты: учитель -логопед, педагог-психолог, музыкальный работник, инструктор по физической культуре, а так же воспитатели. Весь образовательный процесс, осуществляется под руководством учителя-логопеда, коррекционно-развивающая работа ведётся под его контролем, так как учитель-логопед является ведущим специалистом этой группы. Специалисты, и в первую очередь воспитатели, являются помощниками учителя-логопеда, они все тесно взаимодействуют между собой и чётко выполняют рекомендации главного специалиста.
В группе созданы все условия для комфортного пребывания детей. Имеются различные центры для полноценного и всестороннего развития: музыкальный, спортивный, центр экспериментирования, патриотического воспитания, познавательный, центр творчества, конструирования, игровой центр и конечно, центр развития речи, который оснащён художественной литературой, дидактическими играми по развитию речи, кукольным театром, играми на мелкую моторику. Акцент, прежде всего, в такой группе ставится конечно же на развитие речи детей, устранение различных речевых нарушений.
Младшую группу компенсирующей направленности для детей с ТНР посещают с 3-х лет, после прохождения ПМПК и зачисления в данную группу .
В младшей группе компенсирующего типа занимаются дети с разными тяжёлыми нарушениями речи.
Для того, чтобы помочь таким детям добиться положительных результатов в динамике, благодаря коррекционно-развивающей работе, обязательно постоянное взаимодействие и тесное сотрудничество учителя-логопеда прежде всего с воспитателями.
Учитель-логопед и воспитатели вначале учебного года обсуждают лексические темы, различные мероприятия, коррекционно-развивающие занятия с детьми, режимные моменты, которые предусмотрены АООП. Совместно пишут комплексно-тематический план занятий, ИОМ на каждого ребёнка. Подбирают иллюстрированный материал, наглядно-дидактические игры, художественную литературу.
Функционал учителя-логопеда заключается: в обследовании детей, в коррекционной работе над звукопроизношением, (постановкой, автоматизацией, дифференциацией звуков), артикуляцией (артикуляционная гимнастика), дыханием, фонематическим восприятием и слухом, лексико-грамматическим строем речи, слоговой структурой слова, над темпо-ритмической организацией, просодической стороной речи, слухоречевой памятью, овладением навыками звукового и слогового анализа и синтеза, обучение грамоте. А так же заполнение речевых карт и другой документации.
Воспитатели в свою очередь закрепляют знания и навыки, полученные детьми на логопедических занятиях. Учитель-логопед заполняет «Тетрадь взаимодействия», где пишет определённые задания воспитателям, которые нужно выполнить с детьми. Это могут быть: разные игры, как дидактические, так и подвижные, упражнения, логопедические пятиминутки, пальчиковая и артикуляционная гимнастика. Занятия могут носить групповой, подгрупповой или индивидуальный характер.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести следующее:
закрепление речевых навыков на индивидуальных и фронтальных занятиях,
максимальное пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе режимных моментов,
автоматизация, дифференциация звуков, систематический контроль за поставленными звуками, и грамматической правильностью речи детей,
развитие внимания и памяти – процессов тесно связанных с речью,
совершенствование словесно-логического мышления,
формирование речевого дыхания,
развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Важно помнить, что речь взрослых, будь то педагоги или родители, является образцом для подражания, поэтому она должна быть понятной, выразительной, чёткой и хорошо интонированной. Не следует в общении с детьми употреблять сложные конструкции, которые делают речь недостаточно понятной для их восприятия.
Лена Гецевич, [25.09.2024 19:16]
Обязательным условием для успешной динамики является и то, что под контролем воспитателя, дети должны научиться слышать и исправлять свои ошибки в речи, а так же ошибки друг друга. Это касается как фонетических, так и лексико-грамматических ошибок.
Очень важно создать в группе среди детей доброжелательную психоэмоциональную обстановку, выработать уважительное отношение к друг другу, укрепить веру в собственные силы и возможности, сформировать коммуникативные навыки, воспитать духовно-нравственные ценности. Все дети разные, поэтому необходимо помнить и об индивидуальном подходе к каждому ребёнку. Основную роль в этом, опять же играет воспитатель, его доброе и внимательное отношения к детям.
Игровая деятельность для детей дошкольного возраста является основной, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Занятия должны быть интересны, разнообразны и приносить детям не только определённые знания и навыки, но и хорошее настроение. Предполагается смена деятельности во время занятий, спокойные дидактические игры за столом сменяются на подвижную игру, обязательны физминутки, сюрпризные моменты, соблюдение режимных моментов. Это делается во избежание чрезмерной утомляемости детей, которая может привести к проявлению вялости, агрессии, конфликтности. Использование различных приёмов обучения, способствует положительному эмоциональному фону и постепенному переходу от игровой деятельности к учебной.
Воспитатель должен владеть знаниями о возрастных и психофизических особенностях детей. Проявлять личностно ориентированный подход к речи и поведению каждого ребёнка.
Общими задачами для специалистов и воспитателей группы компенсирующей направленности является, не только формирование правильной, грамотной и красивой речи, но и всесторонняя коррекция общего речевого недоразвития, преодоление речевого негативизма, улучшение неречевых психических процессов и конечно же подготовка к обучению в школе.
Нельзя не сказать о взаимодействии педагогов с родителями, которые принимают непосредственное участие в воспитании и обучении детей. Неотъемлемой частью является проведение родительских собраний, консультаций, методических разработок (буклетов, памяток, папок передвижек, лэпбуков) для родителей. Оформление уголка логопеда с рекомендациями по речевому развитию детей. Совместное проведение мастер-классов, открытых занятий, конкурсов для родителей и детей.
Кроме этого, обязательными являются домашние задания. Это подбор учителем-логопедом специального речевого материала, который носит индивидуальный характер. Как правило это: артикуляционная и дыхательная гимнастика, закрепление звуков в речи, их автоматизация, дифференциация, контроль правильного произношения, исправление грамматических ошибок, пальчиковая гимнастика, задания на графомоторику.
Таким образом, система поэтапного воздействия на детей со стороны всех участников коррекционно-развивающего процесса – учителя-логопеда, воспитателей и других специалистов, а также родителей позволяет объединить усилия и направить все виды деятельности на совершенствование формируемых речевых навыков у детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях группы компенсирующего типа.
Обучающая программа
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
Программа в части формируемой участниками образовательных отношений осуществляет решение следующих задач:
- охрана и укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической безопасности, эмоционального благополучия;
- создание комфортных условий жизнедеятельности, в которых каждый ребенок чувствует себя защищенным и уверенным в том, что его любят и принимают таким, какой он есть;
- развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями;
- формирование у ребенка способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности, готовности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; создание предпосылок для многостороннего самовыражения, творчества;
- формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции, предпосылок учебной деятельности;
- развитие языковых способностей и творческого потенциала каждого ребенка; организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека;
- воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми;
- создание социокультурной образовательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным (психологическим и физиологическим) особенностям детей в зависимости от локальных условий;
- объединение воспитательно-оздоровительных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья;
- обеспечение преемственности целей, задач, методов и содержания образования с позиций самоценности каждого возраста и непрерывности образования на всех этапах жизни растущего человека
Новости и события
Все новости и событияДополнительные занятия в группе
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»